ЗАЛКИНД Арон Борисович (1886 – 1936) - российский врач,
психолог, один из лидеров отечественной педологии. Окончил медицинский ф-т МГУ
(1911). В 1910 г.
изучал возможности использования идей З. Фрейда для понимания и лечения
психоневрозов. В 1913 г.
опубликовал соответствующие статьи в журнале "Психотерапия".
Исследовал проблемы сексуальности и сомнабулизма.С
1917 по 1920 г.
был директором Петроградского психотерапевтического ин-та. Увлекался
индивидуальной психологией А. Адлера и
разрабатывал "психоневрологический взгляд" на общество. Одновременно
разрабатывал социогенетическое направление в детской психологии. В центре его
исследовательских интересов были проблемы детских коллективов, в том числе
проблема лидерства (вожачества), периодизация психического развития, вопросы
детской сексуальности. В 1924 г. опубликовал статьи
"Фрейдизм и марксизм" и "Нервный марксизм, или паническая
критика", в которых наряду с критикой психоанализа искал точки сопряжения
фрейдизма и марксизма. После 1925 г. под давлением внешних обстоятельств
вынужденно дистанцировался от психоанализа и публично покаялся в своих
"связях" с фрейдизмом, направив свои научные устремления на
разработку проблем педологии. Это был период дискуссий о соотношении и
приоритете биологического и социального в развитии
детской психики. З. публикует ряд работ ("Половой вопрос в условиях
советской общественности", 1926; "Половое воспитание", 1928;
"Педология в СССР", 1929; "Основные вопросы педологии",
1930), в которых подчеркивает, что нервная система человека является продуктом
его социального развития, причем доказательствами изменений в биологических
структурах являются по его мнению, данные генетики,
рефлексологии и психоанализа, который, являясь материалистической школой, с
точки зрения З. не противоречит основам марксистской психологии. Не отрицая
роль наследственности, З. доказывал, что психолог может и должен ее изменить
при помощи целенаправленной и четкой организации среды и добиться быстрых
изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении. Вступая в полемику с П.П. Блонским, З. касался не столько
закономерностей и механизмов психического развития, сколько практических
вопросов воспитания и обучения детей и разногласия, преимущественно, были
связаны с вопросом о том, насколько пластична нервная система, каковы границы
воздействия на нее среды и каковы возможности изменения этапов и темпа психического
развития. Серьезно занимаясь проблемами полового развития и воспитания
детей, доказывал, что игнорирование этих проблем принесет больше вреда, чем
пользы. Исследования подросткового периода привели З. к мысли, что его
кризисный характер определяется тремя процессами: стабилизационными, которые
закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с
резкими изменениями в психике ребенка и новыми элементами, появляющимися в этот
период и характерными уже для взрослых людей. Эти идеи З. имели большое
значение как для практической педологической работы с подростками, так и для
теоретического осмысления закономерностей психического развития, повлияв в том числе и на Л.С. Выготского, который
использовал их в своей концепции возрастных кризисов. Разрабатывая проблемы
педологии, З. значительное внимание уделял методам диагностики и коррекции
психического развития, прежде всего полового развития и развития общения, в том
числе преодоления феномена «отверженности». Наряду с исследовательской,
З. в этот период ведет большую научно-организационную работу. В 1928 г. он председатель
Межведомственной плановой педологической комиссии при Наркомпроссе и гл. ред.
журнала "Педология". В 1930
г. - директор Института психологии, педологии и психотехники.
Однако уже в 1931 г.
снят с должности ред. журнала "Педология" (журнал был закрыт в 1932 г.), а в 1932г. - с
поста директора Института. Обвинен в
"меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме". Являясь одним из
лидеров отечественной детской психологии, пережил вместе с ней все ее взлеты и
падения, в том числе постановление 1936 года ЦК ВКП(б)
"О педологии", объявлявшем о директивном закрытии педологии, которая
была объявлена "лже-наукой".
В.И. Овчаренко,
Т.Д. Марцинковская